Заявление Международной Марксистской Тенденции по референдуму о независимости Каталонии

Каталонский референдум о независимости бросает вызов испанскому режиму 1978 года, мы должны защитить право народа Каталонии на самоопределение! Долой репрессии испанского государства, разрушить режим 1978 года! За Социалистическую республику Каталония как искру для иберийской революции!

  1. Решение каталонского парламента о проведении референдума о независимости 1 октября ознаменовало самый серьезный конституционный кризис в Испании с момента восстановления буржуазной демократии в 1977 году. Репрессии со стороны испанского государства и правительства Рахоя в Мадриде спровоцировали массовое движение народных масс, которое приобрело некоторые черты восстания.
  2. Движение за проведение референдума по вопросу о самоопределении длилось много лет, на протяжении которых испанское государство и правое правительство Рахоя блокировали все попытки Каталонии принять решение о своем собственном будущем. Конституция Каталонии 2006 года (Estatut), положения которой были значительно смягчены испанским парламентом, была ратифицирована на референдуме, и лишь затем заблокирована Конституционным судом Испании по просьбе правой Народной партии. Наконец, Конституционный трибунал объявил некоторые из основных статей Эстатута неконституционными. 35 отдельных законов, принятых каталонским парламентом, также были признаны Конституционным судом незаконными.
  3. В 2011-15 годах Каталония была, наряду с остальной Испанией, охвачена движением против правительственной программы жесткой экономии, которое поставило под сомнение легитимность всех институтов буржуазной демократии в Испании. В то время у власти в Каталонии находилась националистическая партия каталонской буржуазии CiU, а Артур Мас, на посту ее президента, с большим энтузиазмом занимался сокращением расходов на здравоохранение, образование и другие социальные расходы при полной поддержке правой Народной партии. В 2011 году десятки тысяч людей окружили каталонский парламент, пытаясь не дать принять бюджет жесткой экономии. Депутатов парламента пришлось доставлять в здание вертолетом. Правительство CiU ответило на это жестокими репрессиями. Кроме того эта партия погрязла в серии коррупционных скандалов, которые все еще продолжаются.
  4. Оказавшись в непростой ситуации, каталонский президент Мас решил возглавить движение за суверенитет, для того чтобы спасти себя и свою политическую партию. Каталонское движение за независимость приобрело массовую базу (миллионы людей, которые каждый год отмечают Национальный день Каталонии), но возглавляют его правые буржуазные националисты.
  5. По другую сторону конфликта, правящая в Мадриде Народная партия, которая также погрязла в коррупционных скандалах и оказалась дискредитирована проведением политики репрессий и сокращений, сочла, что подстегнув реакционный испанский национализм она сможет победить на выборах.
  6. Большие слои каталонского общества с надеждой смотрели на возможность победы Подемоса на парламентских выборах в Испании и изменения всей ситуации. И действительно, на очередных выборах коалиция под руководством Подмоса заняла первое место в Каталонии. Однако, из-за того, что Подемос не смог завоевать большинство в испанском парламенте, настроения в пользу провозглашения независимости, как способа решить проблемы связанные с политикой жесткой экономии, сокращений и отсутствия демократии, неизбежно ширились. Доля тех, кто поддерживает независимость, выросла с 10-15% до почти 50%.
  7. Таким образом, мы видим противоречивый характер движения, с одной стороны, оппортунистическое руководство каталонской буржуазной националистической партии PDeCAT (новое воплощение CiU, возникшее после раскола и смены руководства), с другой стороны, массовая база движения, вдохновленная главным образом возможностью порвать с реакционным испанским режимом, с его подавление каталонских прав, как это делает правительство Рахоя, с армией, монархией и т. д.
  8. Существующий сегодня испанский режим, восходит к Конституции 1978 года. Тогда, чтобы остановить подъем революционного движения рабочих и молодежи против диктатуры Франко, прежний франкистский режим достиг соглашения с лидерами рабочих партий, в частности с Сантьяго Каррильо из Коммунистической партии и Фелипе Гонсалесом из Социалистической партии. Этот пакт, известный под названием «Переход», стал предательством подлинного стремления рабочих к демократии и социальной революции. Он обеспечил иммунитет от преследований за преступления режима Франко, сохранение старого государственного аппарата, монархии и испанского флага (два важных символа режима Франко) и отказ от права на самоопределение для угнетенных национальностей. В статье 2 Конституции 1978 года говорится о «неделимом единстве испанской нации», которое, как прямо говорится в другой статье, будет «гарантировано Вооруженными Силами».
  9. Для реакционного правящего правящего класса Испании, который так и не смог добиться полного объединения нации на прогрессивной основе, прибегнув вместо этого к жестоким и неприкрытым репрессиям, осуществление права на самоопределение совершенно верно рассматривается как угроза режиму 1978 года как целому. Это объясняет реакцию испанского государства на каталонский референдум.
  10. Авантюра каталонских националистов из правой буржуазной партии PDeCAT всегда был рискованной, но на какое-то время она позволила ей задержаться у власти, за счет поддержки своего правительства со стороны левых националистов из ERC, а затем также и антикапиталистических сепаратистов из CUP6, которую они получили, пообещав назначить референдум о самоопределении.
  11. В 2014 году испанское государство уже запрещало референдум по вопросу о самоопределении, который хотя и был проведен, но в консультативной форме. В ответ на запрет референдума каталонское правительство назначило на 2015 год всеобщие выборы, которые были представлены им в виде плебисцита о независимости. Выступающие за независимость партии завоевали большинство мест в парламенте, но набрали при этом суммарно лишь 48,8% (то есть меньшинство) голосов избирателей.
  12. Наконец, 6 сентября 2017 года, этим большинством парламент Каталонии, при воздержавшейся CSQP7 (каталонская коалиции PODEMOS и Объединенных Левых) и в отсутствие всех остальных прошедших в парламент партий, принял закон о проведении 1 октября референдума о независимости. Парламент голосовал за это решение, полностью осознавая, что бросает вызов испанской правовой системе.
  13. Через нескольких часов Конституционный трибунал приостановил действие этого закона до рассмотрения его конституционности. С этого момента начались репрессии со стороны испанского государства, направленные на предотвращение референдума.
  14. Спикерам каталонского парламента было предъявлено обвинение в том, что закон о референдуме предусматривает проведение публичных собраний в его поддержку за пределами Испании (запрещено решением суда), более 700 мэров каталонских городов были официально предупреждены, что им будет предъявлено официальное если они примут участие в организации референдума, члены свежесозданного каталонского избиркома наказаны штрафами в размере 12 000 евро в день, 14 высокопоставленных каталонских чиновников были арестованы Гражданской гвардией в их домах или по пути на работу (им ужу предъявлены обвинения), финансы каталонского правительства были конфискованы испанским государством, были проведены обыски в типографиях, средствам массовой информации категорически запрещается освещать ход референдума, сайты референдума были закрыты (включая и зеркала, размещенные за границей), активисты расклеивающие агитационные плакаты в поддержку референдума арестовываются, а их материалы изымаются, наконец были изъяты избирательные бюллетени и т. д. Это самое значительное наступление на базовые демократические права испанцев не протяжении последних сорока лет (исключая возможно, нападение на демократические права басков и их организаций).
  15. Жестокая реакция со испанского государства на желание каталонского народа провести референдум о своем будущем (право, которое поддерживает более 70% населения) показывает глубоко реакционный характер установленного в 1978 году режима и то сколь он ограничен в вопросе общедемократических прав.
  16. Репрессии создали серьезные сложности в проведении референдума, но в то же самое время они вывели массы людей на улицы. 20 сентября десятки тысяч людей окружили каталонское Управление экономики, в тот момент когда его обыскивали сотрудники Гражданской гвардии. Последние не смогли покинуть здание более 20 часов, да и, вообще, смогли сделать это только ранним утром следующего дня, когда толпа постепенно рассеялась и к ним на помощь смог пробиться каталонской ОМОН.
  17. В тот же день тысячи демонстрантов оказали успешное сопротивление полиции, пытавшейся обыскать штаб-квартиру антикапиталистической партии CUP, выступающей за независимость Каталонии. В Реусе, в ответ на преследование полицией активистов-расклейщиков плакатов, более тысячи человек вышли на массовую акцию, оклеив плакатами весь город. Полиция оказалась бессильна. По всей Каталонии проходят массовые полуспонтанные демонстрации.
  18. Репрессии со стороны государства породили динамику, в которой инициатива перешла улице. В городских кварталах и поселениях начали появляться Комитеты защиты Референдума. Докеры в Барселоне и Таррагоне проголосовали за бойкот, отказавшись обслуживать круизные лайнеры, в которых размещены тысячи полицейских, привезенных в Каталонию для того чтобы предотвратить референдум. В университетах проходит всеобщая забастовка, студенты захватили главное здание Университета Барселоны. Основные профсоюзы страны CCOO8 и UGT9 ограничились декларациями против репрессий, но ряд небольших профсоюзов (CGT10, COS11, IAC) фактически призвал к всеобщей забастовке в Каталонии 3 октября (ближайшая возможная дата, с точки зрения трудового законодательства).
  19. Испанский правящий класс вызвал массовое движение улицы, которое угрожает не только правительству Рахоя, но и открывает всерьез расшатывает режим 1978 года. Однако, у него нет пути к отступлению, так как он должен бороться за восстановление верховенство закона, как они это себе представляют. Пойти на какие либо уступки до 1 октября — означает конец правительства Народной партии. Поэтому они возбудили уголовные дело против организаторов массового движения 20 сентября по признакам «подстрекательства к мятежу» и переподчинили себе каталонской полицию Моссос. После потери доступа к своим финансам и возможности контролировать общественный порядок, от каталонской автономии (самоуправления) осталось совсем немного.
  20. Каталонские буржуазные националисты развязали массовое движение, которое пугает их самих. Однако теперь они тоже не могут отступить — любые переговоры будут рассматриваться как предательство движения и, вероятно, будет означают конец их правительства.
  21. Революционные марксисты, более того — все последовательные демократы, обязаны полностью поддержать каталонский референдум 1 октября, который является не более чем осуществлением фундаментального демократического права на самоопределение.
  22. Однако мы должны предупредить, что в контексте Испании осуществление права на самоопределение неизбежно повлечет революционные последствия и поэтому может может быть осуществлено только революционными средствами. Каталонским буржуазным националистам нельзя доверять. Только мобилизация людей, их выход на улицы, может гарантировать праздник после референдума 1 октября. Рабочий класс должен сыграть здесь решающую роль.
  23. Единственный путь вперед — создание Комитетов Защиты Референдума в каждом районе, школе, университете и на рабочем месте для решения основных логистических аспектов организации референдума и для его защиты перед лицом репрессий испанского государства. Такие Комитеты Защиты должны соединяться между собой на местном, окружном и национальном уровнях через избранных представителей. Поскольку испанское государство медленно, но верно разрушает каталонское самоуправление, то следует созвать Национальная Ассамблея представителей этих комитетов, в качестве законного представителя воли каталонского народа.
  24. Товарищи из CUP выдвинули многие из этих лозунгов (за всеобщую стачку, создание Комитетов Защиты, необходимость массовой мобилизации), и это можно только приветствовать. Раньше они часто принимали решения, которые мы считали ошибочными: помогли сформировать правительство Пучдемона и голосовали за его бюджет строгой экономии. Мы призываем их решительно преодолеть эту политику классового сотрудничества. Борьба за каталонскую республику не может быть выиграна, если не будет очевидного разрыва с каталонскими буржуазными националистами, которые никогда не пойдут до конца. Как говорят сами товарищи из CUP, мы должны отбросить их всех (банкиров, капиталистов, коррумпированных политиков, независимо от того, рядятся ли они в каталонские или испанские национальные одеяния).
  25. Борьба за самоопределение не может быть выиграна без привлечения на нашу сторону большей части рабочего класса. В Каталонии многие рабочие говорят, в основном, на испанском языке и в той или иной степени воспринимают себя как испанцы. Они, естественно, с большим опасением смотрят на движение, которое возглавляют буржуазные националисты из PDeCAT — сторонники проведения политики жесткой экономии, сокращений расходов, представители интересов капиталистического класса. Борьба за каталонскую республику должна быть связана с борьбой против капиталистической политики жесткой экономии, за обеспечение занятости, здравоохранение, образование и права трудящихся.
  26. Это было бы также наилучшим способом завоевания поддержки со стороны других жителей Испании, что способствовало бы ослаблению репрессивного аппарата испанского государства. В Мадриде, Андалусии, Стране Басков, других местах, уже прошли многочисленные демонстрации в поддержку права народа Каталонии на самоопределение, в защиту демократических прав ее жителей.
  27. Подемос и Объединенные левые несут большую ответственность. Они проделали большую работу по защите права на самоопределение. Однако, столкнувшись с референдумом 1 октября, они отступили. Прибегнув к юридическим лазейкам, они отказались поддержать его и вместо этого выступают за «переговоры по референдуму», что является полнейшей утопией, поскольку испанский правящий класс уже четко дал понять, что не готов уступить. Вместо этого они должны безоговорочно поддержать референдум 1 октября (каковы бы ни были его недостатки), поскольку он представляет собой самый серьезный вызов, когда-либо брошенный режиму 1978 года. Они должны объяснять, что борьба каталонского народа одновременно является борьбой рабочих по всей Испании против монархии, реакционного правительства Народной партии и реакционного государственного аппарата, унаследованного от режима Франко; что необходимо приветствовать и поддерживать все, что ослабляет испанское государство, а значит укрепляет позиции рабочего класса.
  28. Каталонская организация Подемос, PODEM приняла смелое решение, поддержанное большинством его членов, поддержать референдум 1 октября и призвать к максимальному участию в нем. Это вызвало много симпатии к ним и поддержку среди левого крыла движения за независимость. Происходит сближение левого антикапиталистического крыла движения за независимость и движения «indignados»12. Это и есть основа для борьбы за каталонскую республику, которая должна решительно порвать с политикой жесткой экономии, что может быть достигнуто лишь через разрыв с капитализмом и движение в сторону социалистического преобразования общества.
  29. Международная марксистская тенденция заявляет о своей полной поддержке права каталонского народа на самоопределение и за референдум 1 октября. Голосование за — это голосование против режима 1978 года. Наш лозунг — Социалистическая республика Каталония, которая должна послужить примером революционных перемен для всего Иберийского полуострова.
  • За право каталонского народа на самоопределение!
  • Защищать референдум 1 октября революционными средствами!
  • Массовая мобилизация на улицах, Комитеты Защиты повсюду, всеобщая забастовка!
  • Долой репрессии испанского государства, разрушить режим 1978 года!
  • За Социалистическую республику Каталония!
  • За Иберийскую революции!